Испаритель
Изготавливается чаще всего из алюминия . Находится обычно под "торпедой", поскольку места там немного он должен обеспечивать максимальную отдачу тепла при небольших размерах. На микроавтобусах и некоторых внедорожниках дополнительно устанавливается задний испаритель. Через него вентилятор прогоняет тёплый воздух который он и охлаждает. В испарителе фреон переходит в газовую фазу при зтом забирая тепло со стенок.
Компрессор автокондиционера
Компрессоры климатических установок бывают различного типа
спиральные нагнетатели
поршневые нагнетатели
лопастные нагнетатели
аксиально-поршневые нагнетатели с
вращающимся наклонным диском.
В компрессорах с постоянным рабочим
объемом нужное давление в системе обеспечивается путём
периодического выключения-включения
компрессора с помощью электромагнитной
муфты.
Компрессор автокондиционера является одним из основных элементом системы и служит для сжатия хладагента в газовой фазе и обеспечения циркуляции хладагента . Имеются более 60 различных видов компрессоров, которые используются сегодня, но наибольшее распространение получили поршневые.
Поршневые компрессоры автокондиционера имеют один и более поршней, объединенных по разным схемам: в ряд, соосно друг другу, горизонтально-оппозитно или V-образно. Большинство компрессоров имеют несколько поршней, которые приводятся в движение "качающей шайбой", которая насажена на вал компрессора. При вращении вала, качающаяся шайба перемещает поршни в осевом направлении, заставляя их сжимать хладагент.
Компрессор лопастного типа состоит из ротора с несколькими лопастями и корпуса . При вращении ротора лопасти образуют полости с переменным объемом. Хладагент через впускное отверстие попадает в очередную полость. Далее, при вращении ротора, объем этой полости уменьшается. Выпускное отверстие распологается там, где лопасти достигают наименьшего размера, хладагент , соответственно, наибольшего давления.
Компрессор автокондиционера приводится в действие от ремня привода вспомогательных агрегатов автомобиля посредством электромагнитной муфты. При включении системы кондиционирования на соленоид подается питание, возникает магнитное поле, прижимающее нажимной диск к ведущему шкиву. Так вращающий момент поступает к компрессору.
При работе автомобильного кондиционера, компрессор отбирает от двигателя от 10 до 25 % мощности.
Компрессор смазывается маслом растворённым в хладагенте.
Как правило для R 134a используются полиалкиленгликолевые масла PAG с различной вязкостью (46,100 и 150)
Муфта компрессора кондиционера
Установлена на компрессоре , состоит из электромагнитной обмотки и шкива, соединенного с валом компрессора, при подаче напряжения приводит в движение компрессор.
Если муфта издаёт неприятные звуки необжодимо сделать диагностику.
Радиатор кондиционера или конденсатор .
Сжатый горячий газ в конденсаторе отдает
тепло потоку воздуха, проходящему под
воздействием естественного подпора при
движении автомобиля и вентилятора.
По достижению точки росы, зависящей
от давления, хладагент в газообразном
состоянии конденсируется и переходит в
жидкое состояние.
Пары фреона, проходя через конденсатор, переходят в жидкое состояние при этом отдавая тепло. В верхней части радиатора хладагент находится в парообразном состоянии,в нижней переходит в жидкое состояние.. Далее жидкий хладагент идёт в испаритель где собственно и охлаждает воэдух из салона авто.
Конденсор, обычно стоит перед радиатором охлаждения двигателя.
Как это работает?
В автомобилестроении применяются два типа систем с замкнутым циклом:
- с ТРВ и рессивером осушителем
- с расширительной трубкой и аккумулятором
На стороне высокого давления находятся радиатор кондиционера, ресивер – осушитель или аккумулятор , трубопровод с со штуцером высокого давления и датчик давления.
При срабатывании муфты компрессора, хладагент в газообразном состоянии всасывается и сжимается компрессором , после чего поступает в радиатор , где конденсируется из газа в жидкое состояние, отдавая тепло воздуху, прогоняемому через конденсатор вентилятором.
Теплый жидкий фреон попадает в ресивер – осушитель, где происходит его очистка и удаление воды. Далее жидкий хладагент попадает на ТРВ, после которого он испаряется и переходит в парообразное состояние с низкой температурой и давлением . Далее этот пар попадает в испаритель, где из туманообразного состояния переходит в газообразного отнимая при этом тепло и дальше поступает в компрессор .
В другой системе – с расширительной трубкой и аккумулятором , после испарителя стоит аккумулятор, который выполняет функцию фильтра-осушителя. . Аккумулятор так же предохраняет компрессор от попадания в него хладагента в жидком виде , который может привести к его поломке вследствии гидроудара. Компрессор в подобной системе работает прерывисто и управляется ЭБУ автомобиля который периодически запускает и останавливает компрессор получая сигнали от датчиков давления и температуры.
Ресивер (фильтр осушитель)
Ресивер – осушитель обеспечивает удаление влаги,очистку, и накопление хладагента. Кроме того служит ёмкостью для сбора хладагента, поступившего из конденсатора.Устанавливается на магистрали выского давления, между ТРВ и конденсатором. Вода, которая может попасть в систему автокондиционера может замёрзнуть и образовать пробку, что, помимо нарушения теплообмена испарителя, может привести к поломке компрессора. Кроме того, вступив в реакцию, вода и хладагент повышают кислотность масла , что в конечном итоге значительно сокращает моторесурс компрессора и приводит к его поломке.
Ресивер – осушитель состоит из фильтрующего элемента,корпуса, а также на некоторых моделях имеется смотровое окошко для контроля за уровнем и состоянием хладагента в системе
Аккумулятор.
В автокондиционирах где применяют расширительную трубку дополнительно устанавливают аккумулятор, который находится между компрессором и испарителем . Служит для доиспарения хладагента и защиты компрессора от попадания жидкого фреона , во избежание гидравлического удара.Кроме этого аккумулятор, осушает и фильтрует хладагент