О заправке автомобильных кондиционеров
Кондиционер в автомобиле позволяет охлаждать воздух в салоне до комфортной
температуры. Заправка кондиционера в машине необходима в случае, если работа
кондиционера стала неудовлетворительной, если ухудшилось охлаждение, то есть если он
не достаточно эффективно охлаждает воздух в салоне автомобиля. Ухудшение
охлаждения может быть вызвано разными причинами, поэтому необходимо выполнить
ряд предварительных действий.
Необходимость заправки автокондиционера
Кондиционер в автомобиле позволяет охлаждать воздух в салоне до комфортной
температуры. Заправка кондиционера в машине необходима в случае, если работа
кондиционера стала неудовлетворительной, если ухудшилось охлаждение, то есть если он
не достаточно эффективно охлаждает воздух в салоне автомобиля. Ухудшение
охлаждения может быть вызвано разными причинами, поэтому необходимо выполнить
ряд предварительных действий.
Предварительные действия перед заправкой автокондиционера
Внимание! Давления в системе кондиционера могут превышать 30 атм. Поэтому
соблюдение требований техники безопасности необходимо при работе с кондиционером.
Чтобы определится с чего начать - необходимо подключить специальные манометры,
которые покажут давления в системе. Также желательно задать два вопроса
автовладельцу: 1) когда в последний раз проводилась заправка, 2) дует холодный воздух
или нет (если не дует холодный воздух, то дует теплый/горячий или нет - поскольку не
всегда автовладелец может отличить неисправность в системе кондиционирования от
неисправности вентилятора отопителя салона). Желательно осмотреть доступные трубки
(особенно в местах крепления и соприкосновения с другими узлами) и конденсер на
предмет наличия пятен компрессорного масла. В дальнейшем такие места могут оказаться
местами утечек фреона. На основе показаний манометров, а также после
предварительного визуального осмотра приводного ремня компрессора, трубок, конденсера и других доступных узлов принимается одно из четырех решений:
- заправка,
- дозаправка,
- диагностика,
- заправка с диагностикой.
Если манометры показывают давление порядка 5-7 бар при температуре окружающей среды 20 градусов Цельсия, то это означает, что контур кондиционера герметичен и утечек нет. Давления в секциях низкого и высокого давлений не обязательно должны быть одинаковыми - иногда выравнивание давлений между секциями занимает длительное время после отключения кондиционера. В этом случае желательно включить кондиционер. Если он включился, то наблюдается заметный перепад давлений по манометрам (низкое давление уменьшается, высокое - увеличивается). Следует обратить внимание: включился вентилятор (системы охлаждения или кондиционера) или нет. Если вентилятор не включился, то в дальнейшем необходимо будет найти причину неисправности, так как неработающий вентилятор может свести все усилия по заправке на нет. Следует обратить внимание: чистый конденсер или забит грязью. Если конденсер забит грязью настолько, что через него вообще не проходит воздух, то в дальнейшем необходимо будет прочистить его, так как забитый конденсер может свести все усилия по заправке на нет.
Далее необходимо проверить наличие воздуха в системе. Совсем не обязательно, что указанное выше давление создает фреон. В системе может быть воздух, заместивший собой фреон. Для проверки газ стравливается из секции низкого давления. Визуально воздух и фреон очень хорошо различимы. Наличие воздуха в контуре кондиционера всегда приводит к ухудшению охлаждения. Нельзя стравливать газ из секции высокого давления, поскольку, как правило, фреон остается здесь в сжиженном виде и перемешан с большим количеством масла. Если давление в секции высокого давления чрезмерно возрастает даже при работающем вентиляторе конденсера, то это тоже указывает на наличие воздуха в контуре кондиционера. Если при стравливании газа было хорошее давление, но фреона в системе не оказалось или оказалось мало, но было много воздуха и все перечисленные проверки проведены, то выбирается вариант No1 - "заправка кондиционера". Если со слов автовладельца заправка производилась в прошлом году и все работало исправно, то при условии, что все перечисленные проверки проведены, выбирается вариант No1 - "заправка кондиционера". Если давление оказалось низким, но все же было (порядка 2 бар), и кондиционер давно не использовался, и при условии, что все перечисленные проверки проведены, выбирается вариант No1 - заправка кондиционера".
Если при стравливании газа было хорошее давление и фреона в системе оказалось достаточно много, но было немного воздуха и при условии, что все перечисленные проверкипроведены, выбирается вариант No2 - "дозаправка кондиционера". Если со слов владельца неизвестно, когда заправлялся кондиционер, или его работа прекратилась внезапно или заметно ухудшалась в короткие сроки, то желательно выбрать вариант No3 - "диагностика кондиционера". Если давления в контуре кондиционера не оказалось совсем и со слов автовладельца в прошлом году кондиционер работал - то необходимо выбрать вариант No3 - "диагностика кондиционера". Во всех случаях, когда в контуре кондиционера есть давление порядка 5-6 бар, но при этом кондиционер не включается, выбирается вариант No3 - "диагностика кондиционера". Если перечисленные проверки проведены, но при включении кондиционера наблюдаются ненормальные значения давлений, особенно если низкое давление слишком низкое или отрицательное, означающее отсутствие циркуляции фреона, то выбырается вариант No3 - "диагностика кондиционера".
Если производились ремонтные работы с разгерметизацией контура кондиционера - то желательно выбрать вариант No4 - "заправка с диагностикой кондиционера". В этом случае места стыков или сварки проверяются с помощью течеискателя и с помощью омыления специальной пеной. Если со слов автовладельца фреон уходит за время от нескольких дней до одной- двух недель - в этом случае выбирается вариант No4 - "заправка с диагностикой кондиционера". В этом случае в контур кондиционера добавляется диагностическое компрессорное масло с добавкой ультрафиолетового красителя.
Общая методика заправки кондиционера
Заправка кондиционера осуществляется на специальном оборудовании. Для правильногоопределения давлений по манометрам необходимо, чтобы автомобиль находился в окружающей среде с температурой более, чем +5...+7 градусов Цельсия. К тому же, на многих автомобилях кондиционер просто не включится при более низких температурах. Особенно это относится к системам с климат-контролем. Как возможный вариант способа
включения кондиционера при данных условиях - это иммитация датчика температуры наружнего воздуха и прогрев приборной панели (а, соответственно, и испарителя и датчика его температуры) с помощью штатного отопителя.
Далее рассматривается методика полной заправки системы. Заправка фреоном осуществляется по весу через заправочный порт в секции низкого давления. При этом с помощью манометров контролируются давления в обоих секциях: низкого и высокого давлений. Заправка "по весу" означает, что измеряется вес фреона, и в систему заправляется строго определенное количество фреона, не зависящее от температуры. Заправка "по давлению" (когда неизвестен вес и контролируется только давление) так же возможна почти на всех автомобилях. К заправочным портам секций низкого и высокого давлений подключаются быстросъемные адаптеры заправочной системы. Обычно заправочные порты располагаются в подкапотном пространстве недалеко друг от друга. Заправочный порт высокого давления устанавливается обычно на тонкой трубке (диаметром около 8 мм).
Заправочный порт низкого давления устанавливается на толстой трубке (диаметром около 2 см). Но на некоторых автомобилях - наоборот: трубка секции низкого давления - тонкая (например, Jeep Cherokee). Также следует иметь ввиду, что в последнее время многие
кондиционеры снабжены только одним заправочным портом - портом низкого давления. При этом он может быть выполнен по размеру как порт высокого давления. Перед заправкой система вакуумируется и контролируется вакуум, что позволяет оценить ее герметичность. Если контур кондиционера негерметичен, то вакуум будет уменьшаться за считаные минуты.
При заправке по весам баллон с фреоном устанавливается на электронных весах в определенном положении ("этой стороной вверх для жидкой фазы" - согласно надписи на нем) и в этом же положении производится заправка (вентилем вниз, дном вверх).
Перед заправкой добавляется синтетическое (для фреона R134a) компрессорное масло (PAG) такой вязкости, которая соответствует середине диапазона вязкостей применяемых масел, то есть PAG-100. Возможно также добавление масла после заправки в случае наличия специальной емкости с маслом со своим быстросъемным адаптером. В процессе заправки часть хладагента засасывается за счет вакуума в системе (иногда в систему может само войти количество хладагента, близкое к требуемому, это вполне нормально). Далее кондиционер включается на полную мощность и хладагент закачивается до требуемого количества. Проверяются давления при разных оборотах двигателя и ступенях включения вентилятора кондиционера, контролируется температура в салоне. С помощью течеискателя проверяется отсутствие утечек хладагента. При удовлетворительных значениях давлений, температуры и отсутствии утечек заправка считается успешной. Утечек не должно быть совсем. Фреон - очень летучий газ, и при минимальной утечке он выйдет весь за короткое время. В процессе заправки можно наблюдать изменение давлений и температуры патрубков и конденсера. Согласно теории, в зависимости друг от друга находятся теплосодержание фреона, его температура и его давление. Эта зависимость отражена на диаграмме Молье. Посмотреть как будет выглядеть диаграмма Молье для фреона R134a и цикл работы климатической установки можно с помощью этой программы: MollierChart. Из диаграммы видно, что давления в испарителе и в конденсере остаются постоянными. Температура кипения фреона зависит только от давления и
больше ни от чего не зависит. На рис. 1 показан пример значений давлений, которые можно наблюдать с помощью батареи манометров (так называемый манометрический коллектор). То есть, если стрелка манометра указывает на 9-10 часов, то это нормально. Не следует считать эти значения эталонными. Для систем отличающихся конструкциями и объемами эти значения могут сильно отличаться. А именно поля допуска значений давлений систем с расширительным клапаном (по другому - ТРВ - терморегулирующий вентиль) и с расширительной (капиллярной) трубкой различаются. В случае с расширительным клапаном поле допуска шире (рис. 2). Также многое зависит от состояния самой системы (возможный засор). Но закономерность общая: в секции низкого давления давление - низкое, но выше некоторого порога аварийного отключения по сверхнизкому давлению. В секции высокого давления - не выше порога отсечки по высокому давлению. По манометрам всегда видно изменение давления при включении вентилятора (-ов) и даже при принудительном охлаждении конденсера водой снаружи. По значению давлений сложно судить о том, сколько же на самом деле фреона находится в системе, поэтому количество заправляемого фреона должно соответствовать весу, указанному к руководству на автомобиль. Это значение может быть указано на шильде или наклейке в моторном отсеке автомобиля. Этим же вызвана необходимость полной заправки с удалением или рекуперацией имеющегося в системе фреона. В случае дозаправки в контур кондиционера добавляется 150-200 грамм фреона и контролируется температура в салоне.
Рис.1.Нормальные значения давлений
Рис. 2. Поля допусков давлений систем с расширительным клапаном и с расширительной трубкой
Как без приборов проверить есть фреон в системе или нет.
Если при нажатии на ниппель порта низкого давления продолжительное время выходит фреон, значит система
заправлена. Если воздух - значит нужно заправлять. При нажатии на ниппель порта
высокого давления нужно быть осторожным. Давление может быть очень велико. Из
порта высокого давления почти всегда выходит фреон в жидком виде и большое
количество масла. Но это вовсе не означает, что система заправлена. Поэтому правильная
проверка - по наличию фреона в секции низкого давления.
Вакуумация.
Вакуумация перед заправкой необходима для удаления из системы остатков
фреона вперемешку с воздухом и, главное, влаги. При вакуумировании удаляется
значительное количество влаги. Влага способствует коррозии элементов системы и может
замерзнуть внутри контура, поэтому ее необходимо удалять. Чтобы правильно
свакуумировать контур кондиционера, необходимо подключить оба заправочных
быстросъемных адаптера к портам контура кондиционера через манометрический
коллектор, открыв оба вентиля. Заправочный шланг при этом подсоединяется к вакуумной
помпе. Вакуумация длится приблизительно 10 минут. При этом могут происходить
перепады давлений (увеличение) и могут быть слышны громкие щелчки похожие на
открытие
клапана.
Обратите внимание, что при вакуумации адаптер секции низкого давления должен быть
подсоединен к своему порту. Иначе ниппель за счет вакуума, создаваемого через порт
высокого давления, втянется внутрь и может пропускать атмосферный воздух.
Количества фреона и масла.
В системе для нормального функционирования должно
находиться необходимое количество фреона и масла. Масло необходимо для смазки
плунжеров компрессора. Масло циркулирует по системе вместе с потоком фреона и
многократно проходит через компрессор. Масло скапливается в компрессоре. Его можно
перелить из старого компрессора в новый при замене компрессора. Необходимые
количества фреона и масла в граммах, необходимые для нормального функционирования
системы, можно найти в справочных базах данных или в руководстве на автомобиль.
Количество масла, указанное в руководстве, является полным количеством масла в
системе. При заправке добавляется намного меньше. Ведь значительная часть масла
находится на внутренних стенках патрубков системы и скапливается в компрессоре.
Поэтому при одной заправке более чем достаточным будет добавить 10-20 г масла.
Визуальное отличие систем, работающих на фреонах R12 и R134a.
Визуально системы, работающие на фреонах R12 и R134a различаются, в частности, тем, какие
установлены устройства для подключения заправочного оборудования. Для фреона R12 -
это резьбовые соединения, а для повсеместно применяемого R134a - это быстросъемные
штуцерные соединения. Бывают случаи, когда система была переделана с фреона R12 на
работу с фреоном R134a, но заправочные порты остались старые. Владелец авто в этом
случае должен быть осведомлен о проведенных изменениях и возможности заправки
кондиционера его автомобиля новым безопасным типом фреона [2].
Заправочные порты кондиционера.
Заправочные порты располагаются в моторном отсеке или других доступных для обслуживания местах и закрываются защитными
колпачками с надписями "L" и "H". Порты содержат в себе золотники или шредеры. Эти
узлы заменяемые. Замена может потребоваться, если они не держат давление и выпускают
фреон из системы. Часто достаточно просто немного подтянуть ниппель при помощи
специального ключа или пинцета. Тем самым подтягивается уплотняющее колечко
снаружи ниппеля. Иглу ниппеля можно пошевелить с помощью токного пинцета и слегда
потянуть на себя. На автомобилях Ford и др. встречаются заправочные порты, внутри
которых находится не ниппель, а нажимающийся внутрь шарик. Места расположения
заправочных портов и наличие двух или только одного порта - все это зависит от
конструкции системы и у разных машин она разная.
Влияние компрессора на работу двигателя.
Компрессор забирает достаточно большую мощность у двигателя. По некоторым данным - до десяти л.с. или от от единиц до
десятков процентов. Мощность двигателя расходуется на процесс сжатия и перекачки
фреона по системе компрессором, на выработку генератором электроэнергии для
поддержания в рабочем состоянии электромагнитной муфты компрессора и работы
вентиляторов. Но есть и обратное влияние - двигателя на компрессор. Чем выше обороты
двигателя, тем выше поднимется давление в секции высокого давления. Система
рассчитана на подобное повышение и может среагировать кратковременным отключением
муфты компрессора. При нажатии педали акселератора в пол компрессор также должен
отключаться.
Немного о переходе со старого типа фреона на новый.
При переходе с опасного для атмосферы фреона R12 на фреон R134a в первую очередь необходимо удалить из системы
остатки минерального масла и в дальнейшем заменить его на синтетическое, поскольку
оно не совместимо с новым типом фреона. По некоторым данным, промывку
осуществляют с применением авиационного бензина со снятием и разбором всех узлов
системы кондиционера. В англоязычных источниках в качестве допустимого средства при
внутренней промывке патрубков системы указывается сольвент (входит в состав многих
растворителей). Также необходимо заменить емкость-осушитель вместе с находящимся в
нем веществом (селикагель/цеолит).
Температура в салоне при максимальном охлаждении.
Температура в салоне автомобиля контролируется с помощью переносного электронного термометра.
Закрываются жалюзи диффузоров, ведущих обдух слева и справа, а остаются открытыми
только воздуховоды над центральной консолью. Внутрь воздуховода помещается щуп
термометра. Измерение длится несколько минут. В идеальном варианте температура (в
градусах Цельсия) снижается с 20-25 градусов до 4 градусов при оборотах двигателя 2000
об/мин. Но охлаждение до 8-9 градусов - это тоже относительно неплохой результат.
Максимальнй температурой воздуха на выходе из воздуховода можно считать
температуру +12 градусов Цельсия при температуре окружающей среды 25-30 градусов
Цельсия. Следует иметь ввиду, что показания термометра будут зависить от скорости
вращения вентилятора отопителя и от закрытой заслонки рециркуляции воздуха. "Золотая
середина" - минимальная температура - может быть получена на средних (а не высоких)
оборотах вентилятора отопителя.
Конденсер и вентиляторы охлаждения конденсера.
Конденсер - это алюминиевый радиатор кондиционера, он находится перед радиатором системы охлаждения двигателя
автомобиля и по назначению является радиатором, в котором происходит конденсация
фреона, переход его в жидкую фазу с одновременной отдачей тепла. Не следует
недооценивать значение вентиляторов, охлаждающих конденсер. Конденсер может
охлаждаться вентилятором, являющимся общим с системой охлаждения двигателя, а
может быть снабжен собственным вентилятором. Тут вариантов много: вентилятор может
быть сдвоенным, могут быть отдельные вентиляторы и т.д. Но в любом случае для
нормальной работы кондиционера необходимо, чтобы конденсер был чист и чтобы не
было препятствий для движения воздуха через теплоотдающие пластины. Вентилятор
значительно увеличивает конвективную теплоотдачу с конденсера. При увеличении
давления фреона вентилятор должен как минимум просто включиться, а как максимум - и
это зависит от системы - перейти на более высокую скорость вращения. Если вентилятор
не включается, нормального охлаждения добиться невозможно.
Здесь же возможен и негативный эффект - самопроизвольное включение вентиляторов
системы охлаждения двигателя. Бывает, что вентилятор системы охлажднения включается
сам по себе. Виной тому может послужить неисправный датчик давления кондиционера.
Два типа систем: с расширительным клапаном и с расширительной трубкой.
Возможные неисправности. Процесс расширения фреона при испарении сопровождается
поглощением тепла. Процесс расширения нужно контролировать, он должен идти с
определенной скоростью. Это необходимо, чтобы поддерживать нормальное
функционирование системы. В связи с этим сосуществует два типа систем. Каждая имеет
свои преимущества и недостатки. Система с расширительным клапаном содержит клапан,
регулирующий поступление фреона в зависимости от температуры в контрольной точке
рядом с испарителем. Здесь устанавливают бачок, заполненный специальным газом,
посредством которого осуществляется управление клапаном и соответственно процессом
расширения. Система с расширительной трубкой проще: трубка представляет собой
редуктор, через нее идет сброс фреона из секции высокого давления в секцию низкого
давления. Здесь эти две секции и граничат друг с другом. Тубка их как бы отделяет друг
от друга. Перечисленные устройства расположены в области моторного щитка -
перегородгки, отделяющей объем моторного отсека от объема салона автомобиля.
Заметными признаками той или иной системы является расположение и назначения
емкости-осушителя. Если емкость-осушитель расположена перед компрессором в линии
всаса, то ее назначение - аккумулятор-осушитель и это система с расширительной
трубкой. Если емкость-осушитель расположена после компрессора, а точнее - после
конденсера, то это рессивер-осушитель и это система с расширительным клапаном. К
недостаткам системы с расширительным клапаном можно отнести возможность утечки
газа из специальной емкости с газом. Это приводит к тому, что клапан перестает работать
должным образом, прекращается охлаждение. К недостаткам системы с расширительной
трубкой относится возможность засорения трубки, что тоже вызывает прекращение
охлаждения.
Датчики в системе.
Основным датчиком является датчик давления фреона. И в основном
от него зависит, включится кондиционер или нет. Его сигнал необходим для включения
компрессора и для управления ступенями включения вентиляторов. Без его сигнала
компрессор не включится. Очень важным датчиком является датчик температуры
испарителя. Датчик температуры испарителя не допускает замерзания испарителя и в
диапазоне около или чуть выше нуля (для разных систем - по-разному) отключает муфту
компрессора. В современных системах помимо датчиков давления могут быть
установлены датчики: наружной температуры, температуры фреона. Что касается срока
службы датчиков, то датчики давления менее долговечны, чем датчики температуры. Так
датчик температуры испарителя практически не выходит из строя. На многих
компрессорах есть датчик оборотов компрессора. По его сигналу (а точнее по его
отсутствию) блок кондиционера отключит муфту компрессора при недопустимом
соотношении скоростей коленвала и вала компрессора.
Блок управления кондиционера в современных системах.
Кондиционер может управляться вручную или может быть снабжен системой климат-контроля. Отличие
климат-контроля в том, что он автоматически поддерживает заданную температуру в
салоне. Современные системы управления кондиционером с климат-контролем содержат
блок управления климат-контролем. Сигнал на включение компрессора с блока климат-
контроля поступает в другой блок, в котором находится реле муфты компрессора.
Видимый результат работы блока - это управление компрессором и вентиляторами. Блок
связан с электронным блоком управления двигателя, и учитывает сигналы о скорости
вращения коленчатого вала, температуре охлаждающей жидкости и др. Поэтому
диагностические коды ошибок, возникающие по системе кондиционера можно найти
среди ошибок моторного отсека. А среди текущих данных часто можно увидеть значение
давления фреона в системе, его температуру и частоту вращения вала компрессора. В
наиболее сложных системах в
перенаправляющие потоки воздуха. салоне находятся моторизованные заслонки,
Датчики давления систем предыдущего поколения.
Это прежде всего манометрические выключатели: защитный выключатель защиты от сверхнизкого
давления (двухвыводный), трехступенчатый выключатель (низкое/среднее/высокое).
Датчик откалиброван на заводе на определенное значение давлений. На второй ступени
срабатывания датчика включается вторая скорость вентилятора. На третьей ступени -
отключается муфта компрессора.
Датчики давления современных систем.
Датчики современных систем встречаются чаще всего трехпроводные. Но могут быть и четырехпроводными, например, если в
датчик встроен еще и датчик температуры фреона. Сигнал с датчика имеет линейную
зависимость от измеряемого давления, если датчик резистивный. Пример зависимости
напряжения на датчике от давления в системе показан в табл. 1. Но в случае, если датчик
электронный (пример - датчик G65 автомобилей VAG) - то микросхема внутри него
вырабатывает прямоуглольные импульсы, скважность которых уменьшается, а
коэффициент заполнения увеличивается с увеличением давления (предположительно,
прямо пропорционально). На датчик подается опрорное напряжение 5 Вольт с источника
опорного напряжения, находящегося в блоке кондиционера. Проверку датчика можно
произвести с помощью эмулятора сигналов датчиков, подав на сигнальный провод
нужное напряжение. Но можно воспользоваться более простыми решениями в виде
небольшой схемы или даже обычным переменным резистором. Такая проверка позволяет
включить компрессор при отсутствии фреона в системе или недостаточном его давлении.
Под датчиком давления находится (по крайней мере, на многих системах он есть)
золотниковый клапан (шредер). Он позволяет производить замену датчика давления на
заправленной системе без ее вакуумирования. Из-за него же может возникнуть проблема,
когда блок кондиционера не будет видеть давление, если при установке датчик не открыл
этот клапан. Следует быть внимательными при установке датчика давления и
устанавливать его правильно.
Сохранение требуемого количества масла при замене узлов системы.
При замене узла в контуре кондиционера на новый необходимо дополнительно добавить компрессорное масло. При замене конденсера в систему дополнительно необходимо добавить то количество масла, которое в нем содержалось, а величина эта составляет от 40 до 50 г. Аналогичный подход должен быть и при замене остальных узлов. Главное, чтобы суммарное количество масла не превышало указанное в спецификации на данный кондиционер.
Известное из области знаний о климатических установках понятие "гидроудар компрессора". При работе с жидкостями в системе кондиционера следует быть осторожным и следует учитывать, что количества масла сверх нормы могут стать причиной выхода компрессора из строя из-за явления, называемого гидроудар компрессора. Также это негативное явление может происходить при наличии жидкой фазы хладагента на входе в компрессор: если он не успевает доиспаряться. Такое теоретически возможно, если заправка осуществляется хладагентом в жидкой фазе через секцию низкого давления (линия всаса). Но на практике этого почти никогда не происходит, фреон успевает доиспариться в шлангах, проходя через шредер, в аккумуляторе-осушителе. Поэтому при заправке через секцию низкого давления всегда следует подавать фреон неспеша, не резко, плавно открывая вентиль.
Вещество-осушитель.
Вещество-осушитель собирает находящуюся в системе влагу. Это необходимо для защиты от коррозии (при взаимодействии с хлором из фреона вода образует соляную кислоту) и предотвращения замерзания конденстата в системе. Если система долго находилась в разгерметизированном состоянии, то в этих случаях, согласно рекоммендациям производителя, следует заменять целиком рессивер/аккумулятор- осушитель, так как рабочее вещество в нем (силикагель, цеолит) теряет свои свойства. Силикагель в случае саморазрушения расходится по системе и на вид это белый порошок. Вообще это единственная деталь, которую не подвергают таким операциям как промывка или ремонт, а заменяют целиком. На новых автомобилях также применяют такую конструкцию конденсера, при которой вещество-осушитель в виде картриджа находится в его цилиндрической части. Для замены картриджа отворачивается специальная гайка, находящаяся в торцевой части цилиндра.
Электромагнитные устройства, включающие компрессор в работу, существуют двух типов:
Электромагнитная муфта сцепления. Находится внутри шкива, по которому проходит агрегатный ремень.
Регулирующий соленоид, позволяющий регулировать производительность компрессора при различных оборотах. Соленойд управляет дросселирующим клапаном, осуществляющего сброс фреона из одной секции в другую с заданной производительностью. На рис. 3 показан компрессор с данной системой управления. Визуально различаются так: к компрессору подходит проводка из жгута, переходящая в разъем. Если от разъема проводка направлена к шкиву - то имеем дело с муфтои. Если к торцевой части компрессора - то это случай с соленоидом. К муфте может идти всего лишь один провод - это подвод положительного напряжения. Минус в этом случае соединен с корпусом самого компрессора. Включение муфты можно наблюдать визуально, оно сопровождается достаточно громким щелчком. Работу соленоида визуально практически невозможно проконтролировать. Косвенным признаком включения компрессора может служить заметное изменение нагрузки на двигатель (нагрузка на двигатель увеличивается). К компрессору может идти дополнительная проводка - к датчику оборотов компрессора, датчику температуры или давления фреона, и встречается это не на всех системах.
Рис. 3. Компрессор переменной производительности с наклонной шайбой
3. Возможно сочетание вариантов пунктов 1 и 2.
Неисправности компрессора и приводной муфты.
Компрессор, как и другие подобные устройства может выйти из строя из-за износа поршней, из-за заклинивания или среза вращающихся частей. Возможны механические неисправности муфты (срез силуминового предохранителя при заклинивании компрессора и др.), либо электрические (неисправность обмотки и полупроводникового диода). Защищающий электронику диод включен параллельно обмотке, и его задача - подавлять э.д.с., возникающую при отключении обмотки. Исправность электрической части муфты проверяется омметром. Сопротивление как правило составляет несколько единиц Ом, но может быть и более десяти Ом на некоторых системах. Неисправности компрессора сложны в ремонте. Визуально неисправность компрессора определяется по отсутствию разницы температур трубок на входе в компрессор и на выходе из него. Но правильнее контролировать его работу по манометрам. Если муфта или соленоид включились, но нет заметной разницы между давлениями в секции низкого и высокого давлений, то это означает, что компрессор неисправен.
Визуальное наблюдение за количеством фреона в системе с помощью смотрового стекла.
Во многих системах в верхней части ресивера-осушителя установлен смотровой глазок, позволяющий наблюдать заполнение системы фреоном. Если система заполнена достаточно полно, то не должно быть белых пузырей воздуха, а должен быть сплошной прозрачный поток фреона. Также иногда можно наблюдать избыточное количество масла в виде полос и следы разрушения вещества-осущителя. Также через смотровое стекло можно увидеть накопившиеся в системе частицы (например, стружку от работы поршней компрессора), которые могут вызвать засорение системы. После выключения компрессора (разъединение электромагнитной муфты) в смотровом стекле должны наблюдаться пузыри, а не сплошной прозрачный поток фреона. В противном случае система чрезмерно заправлена - фреона слишком много. На многих японских автомобилях в моторном отсеке есть наклейка с надписью "после
того как исчезнут пузырьки в смотровом стекле - добавьте еще 100 грамм фреона". Это наблюдение очень хорошо сочетается с наблюдением за давлениями (в момент исчезновения пузырьков высокое давление начинает расти) и, как правило помогает при заправке.
На рис. 4 показан пример того, что можно наблюдать в смотровом стекле.
Рис. 4. Контроль за состоянием системы через смотровое стекло
Осторожно! Стекло может оказаться хрупким. Помните, что давление - десятки атмосфер и фреон обладает высокой температурой. Возможен самый настоящий выстрел из смотрового глазка. Это следует учитвывать при работе с автомобильным кондиционером. Однажды на автомобиле марки Mercedes вместо вылетевшего стекла пришлось поставить "пятачок".
Поиск утечек в системе.
Для поиска крупных утечек применяется специальный электронный течеискатель. Течеискатель позволяет найти утечку в случае если визуально давление в контуре падает на величину порядка 0,5 бар за 1-2 минуты. Более мелкие утечки течеискатель не находит - в этом случае применяется ультрафиолетовый краситель и УФ-лампа. Работа с прибором начинается с настройки чувствительности (с помощью кнопки регулировки чувствительности). Это позволит избежать ложной интерпретации его сигнала. Во многих случаях течеискатель просто незаменим. И это не только экспресс- диагностика. Поиск микроутечек может оказаться не таким простым, как поиск крупных утечек. Поэтому часто применяется добавка масла с красителем (его еще называют "маркер"), который светится в лучах ультрафиолетовой лампы. Проводится так называемый тест с маркером и с повышением давления. Этот способ хорош для поиска самых трудноопределимых мест утечек, но есть и существенный недостаток: для того, чтобы маркер разошелся по системе, требуется время более суток. Поэтому во многих случаях достаточно применения течеискателя. Хорошим индикатором мест учечек является находящееся на стенках патрубков масло: где произошла утечка - сразу будет виден масляный след. При использовании ультрафиолетового маркера в месте утечки или на узлах системы при просмотре через очки в виде желтого светофильтра в лучах ультрафиолетовой лампы будет виден цвет маркера - характерный кислотно-зеленый след.
Компенсация оборотов холостого хода двигателя при включении кондиционера.
Осуществляется блоком управления при получении им запроса на включение кондиционера, который поступает с панели управления кондиционером. Обороты холостого хода увеличиваются автоматически при включении кондиционера. Это нужно, чтобы двигатель не заглох и работал стабильно на холостом ходу.
Из приборной панели идет пар.
Возможно, но только не по вине системы кондиционирования. От кондиционера пар идти не может в принципе, а вот утечка антифриза из отопителя является единственной этому причиной. В этом случае
необходимо заменить радиатор отопителя (по которому циркулирует антифриз), т.е. радиатор печки.
Иней на поверхности трубок в моторном отсеке.
Безусловно, негативное явление. Означает, что расширение фреона приоисходит в ненужное время в ненужном месте. Причины могут быть различные - от неработающего вентилятора обдува салона до засора в системе. Тем не менее положительный аспект хотя бы в том, что фреон в системе есть, система работает, но неэффективно.
Нормальный внешний вид и температура патрубков системы кондиционирования в моторном отсеке.
Трубка секции низкого давления покрыта конденсатом и холодная. Трубка секции высокого давления сухая и на ощупь горячая.
Дренаж испарителя (из кондиционера течет или капает вода в салон).
Для отвода конденсирующейся на поверхности испарителя влаги на многих автомобилях предусмотрена дренажная трубка. Как правило, она проходит от испарителя через щиток моторного отсека и выходит снизу или приблизительно посередине моторного щитка. Если она засорилась, ее необходимо прочистить тросом или с помощью сжатого воздуха.
Клапан аварийного сброса давления.
Находится на компрессоре. Нужен для сброса сверхвысокого давления из контура кондиционера. В некоторых случаях после срабатывания клапан на возвращается в исходное состоянии и требуется замена.
Самопроизвольное включение кондиционера (кондиционер включается сам-по-себе).
Некоторые системы с климат-контролем устроены так, что при включенном направлении обдува на лобовое стекло включается автоматически кондиционер.
Дезинфекция кондиционера.
Необходима для уничтожения вредных бактерий на поверхности испарителя и воздуховодов. Дезинфектант распыляется при работающем кондиционере внутрь воздуховодов или на поверхность испарителя.
Уплотнители в соединениях патрубков системы.
В большинстве случаев патрубки соединяются между собой и с другими узлами (например, с конденсером) с помощью гайки или фланцевого соединения с уплотнительным O-образным кольцом (O-Ring), изготовленным из неопрена (рис. 5). Кольцо соответствует по диаметру трубке, на которую оно надевается и работает оно под давлением, создавая герметичное соединение. Поэтому момент затяжки гайки для герметичности не так важен. В фланцевом соединении патрубков с компрессором может применяться другой тип уплотнителя - в виде металло-пластиковых шайб.
Рис. 5. Уплотняющее колечко в соединении патрубков
Случаи из нашей практики
Автомобиль Ford Tourneo Connect. Необходимо было заправить кондиционер. На автомобиле Ford Tourneo Connect нетрудно найти заправочный порт (штуцер) в магистрали высокого давления. Он расположен в подкапотном пространстве с правой по ходу движения автомобиля стороны. Сложнее же обстоит дело с заправочным портом обратной магистрали низкого давления. Чтобы до него добраться, потребовалось повернуть правое колесо и частично снять кожух под крылом (панель отделки правой колесной арки). Там был обнаружен аккумулятор-осушитель. Именåçно на нем и расположен заправочный штуцер секции низкого давления.
Автомобиль Toyota Lite Ace Noah. Не включался кондиционер. Был проверен сигнал на включение реле муфты кондиционера. Сигнал осутствовал. При диагностике не был учтен тот факт, что система снабжена датчиком оборотов компрессора кондиционера. Но неисправность была найдена довольно быстро: оказался оторван провод трехступенчатого датчика давления, работающего по принципу манометрического выключателя. Провод был восстановлен и кондиционер включился.
Автомобиль Opel Vecra-B. Не работает панель управления кондиционером. После долгих поисков был найден предохранитель, отвечающий, в том числе, за питание панели управления кондиционером. Предохранитель оказался абсолютро исправен, но отсутствовал контакт ножки предохранителя с гнездом, в которое он вставляется. После устранения неисправности заработала панель управления кондиционером и заработал сам кондиционер.
Автомобиль Chrysler Sebring LXI Coupe. Нет циркуляции фреона. Давление в секции высокого давления - высокое. Давление в секции низкого давления - уходит в "минус". Было ошибочно решено, что вышел из строя расширительный клапан. Попытки восстановить его работу, открыть его, постукивая по его корпусу не увенчались успехом. Клиент уехал ни с чем, но на следующий день вернулся и сообщил, что работа кондиционера восстановилась сама собой и теперь он нормально охлаждает. Было решено, что в системе был засор, и когда его пробило, кондиционер начал исправно работать.
Автомобиль Suzuki Grand Vitara. Заправлено до нормы. После 5 минут работы началось отключение-включение компрессора. По манометрам давление в барах : высокое 17 и не
менятеся; низкое стремится упасть, но этому препятствует отключающийся компрессор. Как только низкое давление возрастает до 1,8 - сразу компрессор включается, и давление снова падает до 1,4 - отключение компрессора. Бесконечный цикл. Конденсер - горяченный. Вентилятор конденсера работает, пластины конденсера не загнуты, сам конденсер снаружи чист. Очень похоже на воздух в системе? Да, действительно. На трубке низкого давления масляный след в месте ее крепления - здесь и утечка и подсос воздуха. Трубка была отдана в ремонт. Кондиционер снова был заправлен и ... то же самое (включается- выключается) . Так вот, оказалось что конденсер забит черной массой (без стружки) и не пропускает фреон вообще. Датчик давления один в системе и стоит он в секции высокого давления (в ней давление не меняется, там те же 17), а реагирует на низкое давление. Почему? А потому что оно передается через испаритель из секции низкого давления. Два часа работы - и система прочищена. Кондиционер заработал.
Автомобиль Ford Focus российской сборки (таких приезжало три - на всех происходит одно и то же) В процессе заправки пока давление не достигнет достаточной величины, будет постоянно отключаться-включаться компрессор.
И это только немногие случаи из нашей практики.
Предлагается следующая методика проверки системы:
при выключении компрессора давления в секциях должны стремиться выровняться (если это не происходит, то возможен засор, именно возможен, но вовсе не обязателен!)
давление в секции низкого давления не должно падать и уходить в "минус" (это тоже указывает на возможный засор) стрелки манометров в случае системы с компрессором постоянной производительности не должны покачиваться (это указывает на наличие воздуха в системе)
из секции низкого давления при стравливании должен выходить только фреон. Если выходит воздух, то, продолжая выпуск газа, можно дождаться, когда пойдут остатки фреона или выйдет весь воздух. Соответственно можно дозаправить или заправить с нуля (с вакуумацией).
давление в секции высокого давления не должно чрезмерно повышаться. На большинстве систем при 18 барах в секции высокого давления должен включиться или увеличить скорость своего вращения вентилятор. Когда этого не происходит, давление продолжает расти, конденсер нагревается, прекращается охлаждение салона.
ячейки радиатора должны быть чистыми и не должны быть загнуты, иначе толку от работы вентилятора вообще не будет никакой
при вакуумации возможны резкие скачки давления по манометрам. Это вовсе не утечка. Так происходит на многих системах. Поэтому минимум 10 минут вакуумации необходимы. Некоторые системы вакуумируются хорошо, другие - плохо, одни - быстро, другие - медленно. За счет вакуума может зайти 200 грамм фреона, а может и все 900 грамм - всегда по-разному.
ни вакуумация, ни нагнетание сжатого воздуха часто не выявляют вообще никаких утечек. Зато, когда давление при работе компрессора увеличивается до 18 бар, течь может быть хорошо видна по парам фреона и его струйкам
видимые признаки утечки - масляные следы
если при подключении манометров в системе не оказывается давления вообще, это тоже может быть признаком утечки (но не обязательно!). Обычно, если фреона в системе нет или его мало, то есть воздух под давлением. Все системы набирают воздух рано или поздно (за счет большого разряжения на входе компрессора).
по температуре трубок в моторном отсеке можно сделать вывод о работе системы, по плотности резиновых шлангов - о давлении. Без приборов. На ощупь.
Плохое охлаждение или его отсутствие могут быть следствием завоздушивания системы (наличие воздуха само по себе бесполезно, воздух не выполняет ту функцию, которую выполняет фреон). Пример: на автомобиле Suzuki Grand Vitara наблюдался характерный масляный след в месте крепления к кузову трубки низкого давления. При нагнетании сжатого воздуха в систему течеискатель не показал утечку, а также система успешно проходила вакуумацию. Но после заправки фреоном наблюдалось резкое снижение давления в секции низкого давления. Происходила утечка фреона (теперь течеискатель показал утечку) и в систему попадал воздух. Визуально отсутствие циркуляции наблюдалось как циклическое включение-выключение муфты компрессора кондиционера через каждые несколько секунд. При принудительном замыкании контактов манометрического выключателя в секции высокого давления циклические отключения муфты отсутствовали. На многих автомобилях циклическое отключение компрессора - это нормальный режим (отключения происходят по манометрическому выключателю, так он откалиброван на заводе). При наличии воздуха в системе давления могут выглядеть нормальными, но стрелка манометра низкого давления может плавно колебаться (вдиапазоне плюс-минус 0,5 бар) и стрелка манометра высокого давления иногда показывает резкое повышение давления.
по температуре трубок в моторном отсеке можно сделать вывод о работе системы, по плотности резиновых шлангов - о давлении. Без приборов. На ощупь.
Воздух может попадать в систему через ниппель в секции низкого давления. Шипящий звук, наличие масла указывают на место утечки. Поэтому его необходимо проверять на утечку, подтянуть при необходимости. Если не удается устранить утечку, то ниппель следует заменить на исправный.
При вакуумации возможны резкие скачки давлений. Это явление не следует рассматривать как наличие утечки. Вакуумация может продлиться до десяти минут, пока не установится вакуум. Если нет крупных утечек, состояние вакуума сохраняется, показания манометров не изменяются.
При проверке системы на герметичность, в нее можно подать остатки фреона из заправочных шлангов и сжатый воздух под давлением (давления 8 бар будет достаточно). Крупная утечка обнаруживается по шипящему звуку, наличию масла, по выходящей струе воздуха и течеискателем (детектором фреонов). Если утечек нет, то давление в системе будет сохраняться. По манометрам можно наблюдать небольшое изменение давлений при переходе воздуха между секциями системы. При наличии давления воздуха в системе можно проверять включение муфты компрессора. Нет заметной разницы для работы датчика давления: создано давление фреоном или сжатым воздухом. Поэтому на сжатом воздухе кондиционер включается точно так же, как и с фреоном.
Иногда устранить небольшую утечку фреона через ниппель можно, подтянув ниппель пинцетом или даже просто покачав его из стороны в сторону тем же пинцетом. Иногда вместо ниппелей в заправочные порты устанавливаются клапаны в виде шарика. Такая конструкция портов встречается на автомобилях Ford Focus. В этом случае клапан неразборный и неподлежащий замене.